«У меня ещё много идей, которые хочется воплотить» Фотографии и сувениры сохраняют в памяти людей ушедшие события и радостные моменты. Марина Васильевна Лецко, открывшая много лет назад фотосалон «ФотоЛюкс», поделилась опытом ведения бизнеса, своим видением смысла напечатанного снимка и как ей удаётся совмещать роль мамы и предпринимателя.
– Марина Васильевна, почему Вы решили заняться бизнесом? – В 2013 году у меня родился первый ребёнок, встала проблема с хорошими фотографиями. В тот момент в городе распечатать карточки нужного мне качества оказалось негде. Я имею опыт печати снимков. Фотография – это живая память. Современная тенденция не подразумевает печати фотографии. Всё в электронном виде. К нам обращаются люди с проблемой – сломался телефон, а в нём тысячи фото. Мы при особых условиях можем восстановить данные. Но многие теряют эту память. Хранить в «облаке» дорого, в соцсетях неудобно и не хочется афишировать свою жизнь. Проще распечатать и положить в альбом. Просмотр снимков, которые можно держать в руках, долго рассматривать – это особый ритуал, несравнимый с быстрым пролистыванием в телефоне. Поэтому решила организовать своё дело, постепенно разрослись до полиграфии.
– Вы помните путь до открытия фотосалона? – Опыта в оформлении документов для бизнеса у меня не было, но могу сказать, что это не так сложно, как кажется. Я обратилась в «Фонд поддержки предпринимательства», мне помогли написать бизнес-план. Со стартовым капиталом мне помогли родители и муж. Я купила оборудование и мебель, нашла помещение. Участвовала в конкурсе на возмещение затрат на открытие бизнеса. С Биржи труда был трудоустроен сотрудник с инвалидностью, за которого полагалась компенсация части затрат. Получила субсидию на возмещение 50% стоимости оборудования полного цикла по изготовлению свадебных и выпускных альбомов. Так началось наше развитие! Не каждому дано заниматься бизнесом, выдерживать темп и нагрузку. У предпринимателя ненормированный рабочий день. Ему необходимо организовать рабочий процесс, наладить поставки, обзвонить поставщиков – это трудно, маркетинг тоже ложится на его плечи!
– Как Вам удаётся сочетать развитие бизнеса и воспитание троих детей? – Хорошо, сейчас у меня 3 детей и 2 бизнеса. Дети, наоборот, помогают, морально. Когда на работе, что-то не складывается, а дома встречают дети, для которых ты целый мир, то все проблемы уходят. Мне хватает времени и энергии на семью и бизнес. У меня ещё много идей, которые хочется воплотить. Иногда устраиваю дни отдыха, отключая телефон и проводя время с семьёй. Стараюсь временно менять род занятий, поработать руками на даче. Эмоциональная разгрузка необходима. Надо правильно организовывать своё время, когда отдаёшь его работе, детям или изучению чего-то нового.
– Вы следите за современными трендами в Вашей сфере? – Мы под них подстраиваемся. Наши клиенты в основном женщины всех возрастов. Девочки знают, как передавать фото по сети. Женщины постарше – нет, мы сначала помогали, а потом сказали, давайте учиться. Инструктировали, постепенно они стали коммуницировать с нами через интернет, присылать фото. Мы стараемся быть в тренде, в прошлом году случился бум аниме, печатали даже ростовые плакаты с участниками корейской поп-группы. Сейчас выходим на площадки маркетплейсов. Прошли обучение по работе на электронных платформах, изучили конкурентов.
– Расскажите о Вашем втором бизнесе. – Я подстригалась в парикмахерской, разговаривала с мастером. Пришёл мужчина, сел напротив меня к другому мастеру. Мне кажется, что салон красоты – женское пространство, где можно поговорить о личном, поэтому мне было некомфортно. Наткнулась на бренд барбершопа, узнала про франшизу и подумала, а почему бы и нет. Открылись в 2019 году, сегодня наработали большую клиентскую базу. Я отучилась на барбера, чтобы быть на одной волне с коллективом. Барбершоп – это место для мужчин. Если женщина может пойти в салон красоты, то для мужчины – это барбершоп, у нас они могут сделать отличную стрижку, косметологическую процедуру, выпить кофе, поиграть в PlayStation. Зарождается традиция приходить вместе – папа с сыном. Они совместно проводят время, узнают друг друга, становятся ближе – это как съездить на рыбалку. У нас особая атмосфера.
– Какой совет можете дать молодым предпринимателям? – На каждую ситуацию реагировать мгновенно, не откладывая на завтра. Если решил, то надо делать прямо сейчас. Главное выбрать тот род занятий, в котором ты, как рыба в воде. Если ваш бизнес-план просчитан, вы уверены, что идея выстрелит и принесёт прибыль, то вперёд через все преграды
Источник: газета "Знамя труда" №42 от 29.10.2021г.